Развитие правового образования детей и молодёжи. Статья Анатолия Захарова в тематическом сборнике издательства КОИРО (Калининград 2010 г.)

         Программа деятельности юридического клуба «Я гражданин» была разра­ботана в 2007 г. в качестве эксперимента в области правового образования и воспитания правовой культуры и гражданской позиции обучающихся в систе­ме дополнительного образования детей и молодежи.
Её создание продиктовано необходимостью решения задачи преодоления недостатка правовых знаний у подростков и молодежи, умения их применять в жизни, т.е. необходимостью формирования гражданско-правовых компетентностей и правовой культуры в целом.
Ведущим принципом эксперимента стал деятельностный подход: сме­на методов репродуктивного обучения на методы активного усвоения знаний, являющихся наиболее адекватными на занятиях в учреждении дополнитель­ного образования.

При организации эксперимента проводилось изучение спроса школьников (в основном — учащихся старших классов) на получение ими юридических зна­ний. Выяснилось, что многим из них не хватает информации о своих граж­данских правах и обязанностях, что не дает возможности занимать активную гражданскую и личную позицию, отстаивать свои права.

Поэтому програм­ма, задуманная вначале только с целью профориентации, была расширена и включила в себя задачи не только правового просвещения и образования, но и формирования правовой и социально-коммуникативной компетентности обу­чающихся через реализацию ими полученных знаний на практике: это участие в различных социальных акциях и проектах, выход на молодежную аудиторию других образовательных учреждений (школ, средних профессиональных учеб­ных заведении и т.д.) с акциями «Наше будущее — в наших  руках».

«Твои права и обязанности». «Мы — за здоровый образ жизни» и др., которые не только помогают ребятам глубже усвоить программу, но и почувствовать себя актив­ными гражданами общества.

Экспериментальный характер программы заключается не только в приме­нении новых педагогических технологий (интерактивных, исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных), но и в соединении разных пе­дагогических областей: правового образования, гражданско-патриотического воспитания, развития самопознания с помощью привлечения психологических знаний, тренингов общения, развития навыков сотрудничества и самоутверж­дения, умения грамотно отстаивать свою позицию.

Итоги реализации программы
2007г.— Активное освоение участниками эксперимента (обучающимися) программы 1-го года обучения, что нашло отражение в результатах педагогического мониторинга (зачеты, контрольные срезы); Организация общественных акций по повышению правовой культуры молодежи ( акцент: выход на молодежную аудиторию в школах. НПО);

2008г.— освоение участниками эксперимента ( обучающимися) программы 2-го года обучения, что также нашло отражение в результатах педагогического мониторинга (зачеты. срезы, эссе);
Рейтинговые показатели в 2008г. члены юридического клуба приняли участие в областном конкурсе проектов по повышению правовой и политической грамотности молодежи и заняли 1 место;

2009г.— участие в областном конкурсе социально-значимых проектов «Если не мы, то кто?», в конкурсе «За здоровый образ жизни» ( выиграно 2 путевки в г.Казань).

2009 и 2010гг. — успешное участие во всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Правоведение» (6 лауреатов).

Один из выпускников клуба Мирошниченко Егор в 2009г. стал студентом юридического факультета РГУ им. Канта и сейчас успешно осваивает профессию юриста.