Мощным фактором на пути правового просвещения подрастающего поколения может служить система дополнительного образования, которая, в отличие от школы, обладает гораздо большими возможностями в создании вариативных программ гражданско-правовой направленности, углубленного изучения предмета, а также включения в образовательную деятельность интерактивных, тренинговых и практикоориентированных форм и методов работы.
Прежде всего, такой организационной формы работы с подростками и молодежью является клуб. Клуб выполняет функции социализации и предоставляет возможность для совместного творчества, отдыха и полноценного общения.
Одним из принципов участия в клубе является добровольность, а также высокая, устойчивая мотивация учащихся на получение правовых знаний. В таких условиях гражданское образование приобретает новые возможности своего развития.
Необходимо отметить, что во внешкольной практике особенно актуально применение интерактивных методов обучения, ролевых игр. Причинами или предпосылками этого служат следующие моменты: заинтересованность участников, их готовность к творчеству. Разумно чередуя их с традиционными методами, можно добиться высокой эффективности занятий и успешно реализовать поставленные цели.
Для более углубленного анализа мотиваций, которые направляют учащихся реализовать себя в юриспруденции, нахождения эффективных методик обучения, целесообразно предлагать занимающимся заполнять анкету, в которой они отражают свое отношение к занятиям.
Блиц-опрос может содержать следующим вопросы:
- Фамилия, имя, школа, класс, день рождения, домашний адрес, телефон.
- Необходимо ли изучать право в школе?
- Изучали ли вы право, где?
- Что вы ждете от своего участия в клубе?
- Готовы ли вы поделиться своими личными знаниями, опытом?
- Какие бы темы вы хотели изучить обязательно на занятиях в клубе?
- Какие формы занятий вы бы хотели включить в работу клуба?
- Ваши личные предложения по работе клуба.
Анкетирование, проведенное в начале года с участниками клуба позволило выявить основные мотивы обучающихся: желание получить более глубокие знания в области права и в то же время – желание интересно и с пользой провести свободное время, а также быть чем-то полезным обществу. Для того, чтобы совместить в одном образовательно-воспитательном процессе все эти мотивы, необходима была программа, включающая в себя не только и не столько изучение отдельных отраслей права, но и реализацию общественных потребностей ребят, способствующих их личностному росту.
В результате была разработана программа «Я – гражданин».
Непосредственно же во время работы на занятии очень большое внимание необходимо уделить самостоятельной работе детей. Благодаря этому ребята учатся работать с первоисточниками, практически знакомятся с законодательством. Во время игр они переживают реальные ситуации, что позволит им в будущем самостоятельно находить решения. Освоение учебного материала таким образом более эффективно, т.к. пережитая ситуация сохранится в памяти гораздо дольше.
Участие занимающихся в ролевых играх реализуется через судебные процессы, в которых они принимают непосредственное участие в роли судьи, адвоката, прокурора, свидетеля и т.д. До начала судебного процесса, преподаватель знакомит учащихся в зависимости от направления судебного процесса (гражданское или уголовное право) с нормами, которые будут применены в данном конкретном процессе.
Он также знакомит учащихся со статьями закона, их комментариями. Ознакомление учащихся с нормами права можно провести и после проведенного процесса, в зависимости от задач, которые ставит преподаватель в данное время. После краткого доклада дела, в котором выясняется предмет и основания, например заявленного искового требования, преподаватель распределяет между учащимися роли, путем раздачи им методического материала (сценария).
Необходимо отметить, что после проведенного процесса, все учащиеся выносят свое решение по конкретному рассмотренному делу со своей мотивировкой, почему данное решение им было вынесено, следовательно, это учит их анализировать и применять нормы права, которые были предварительно разобраны перед судебным процессом с преподавателем.
После того, как все учащиеся вынесли свои решения по делу, судья выносит правильное решение, и приводит свои доводы, почему данное решение было принято по делу. Результаты решений фиксируются, что в дальнейшем влияет на назначение очередного судьи, что является стимулирующим фактором для занимающихся.
Заключительным, кульминационным этапом занятия является участие в прениях сторон по проведенному уголовному (возможно и гражданскому) процессу. Для этого, судья, ведущий конкретное заседание, распределяет учащихся на стороны защиты и обвинения, выслушивает каждого из участников процесса и делает соответствующие выводы. После прений сторон, преподавателем подводятся итоги проведенных прений и вынесенных решений участников занятий, указывается на допущенные ошибки, а также на успехи, что формирует правильное понимание норм законов и их работу на практике.
Важным моментом в ходе подготовки к уроку, который должен решить педагог, это последовательность вынесения судьей правильного решения, поскольку его можно объявить либо после заслушивание всех участников ролевой игры, либо после проведения прений. Это решается в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от рассматриваемого дела. Педагог может также поставить задачу, определить, по какой статье необходимо предъявить обвинение подсудимому. В ходе решения данной задачи, учащиеся не только приобретают навыки работы с юридической литературой, но и совершенствуют логику.
Участие в прениях очень важный этап в занятии, поскольку как показывает практика, прения формируют у учащихся логику, ораторское искусство, умение доказывать свою позицию и отстаивать свою точку зрения. Преподавателю необходимо после заслушивания прений сторон, можно попросить самих учащихся дать характеристику этим выступлениям, что положительно влияет на их мотивацию. После заслушивания мнений о выступлениях, преподаватель высказывает свое мнение, и также указывает на ошибки допущенные в ходе прений сторон.
Для того, чтобы менять (разнообразить) форму преподавания, преподавателю необходимо вводить в обучение и самостоятельную работу учащихся, ей может стать например, задание о подготовке конкретного юридического вопроса по уголовному или гражданскому праву. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний.
Важным компонентом программы, способствующим становлению гражданской позиции с точки зрения любви к своей малой Родине является включение в нее занятий, посвященных развитию нашего региона, а также практических занятий, направленных на анализ правовых ситуаций, имеющих место в нашей жизни (дома, в школе, на улице).