Реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечение максимальных способностей для развития, воспитания, обучения, социализация личности ребенка является в настоящее время одной из приоритетных задач России.
В последнее время принято множество документов направленных на защиту прав детей, их интересов. Реализация принципов защиты прав детей является актуальной задачей для российского общества.
Изучение прав ребенка способствует переосмыслению многих проблем воспитательной работы, помогает формировать и совершенствовать критическое, самостоятельное мышление на основе гуманистических ценностей.
Преподавание прав ребенка является неотъемлемой частью гражданского образования. Принятие Семейного кодекса РФ, указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» создали условия для расширения системы мер по защите прав детей.
Кроме того, изменения, происходящие сегодня в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав и свобод человека ставят новые задачи перед отечественной системой образования, которая должна содействовать формированию сознательного гражданина, участвующего в демократическом процессе, способного к самоорганизации, умению отставить свои права, обладающего развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.
Данная программа разработана в качестве эксперимента.
Направленность заключается в повышении правового образования и воспитания правовой культуры будущих граждан нашей страны с помощью формирования у обучающихся основных норм и правил поведения в обществе, базирующихся на положительных общечеловеческих ценностях, уважении прав окружающих, толерантности, ответственности за свои поступки.
Программа предполагает более углубленное изучение гражданско-правовых отношений, включение в лекционно-образовательный курс активных форм и методов обучения по овладению не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и умениями в области права и правовой культуры.
Одной из задач данного курса является ознакомление учащихся с гражданско-правовыми отношениями, поскольку гражданско-правовые отношения оказывают все большее влияние на многие сферы общественной жизни, где правопорядок основывается на частноправовом и публично правовом регулировании. Образовательная программа предназначена также для ознакомления учащихся с уголовным законодательством Р.Ф. в целях воспитания у них ответственности за свои поступки.
Новизна предлагаемой программы заключается в методике преподавания юридического материала. По программе предусмотрены занятия, которые состоят из ролевых игр с одновременным анализом правовых норм.
Ознакомление учащихся с нормами права на практике путем проведения ролевых игр, приближает занимающихся к условиям, с которыми они могут столкнуться при разрешении конкретной юридической ситуации. Уникальность и актуальность предложенной программы состоит и в том, что при получении юридических знаний, учащиеся сразу пробуют их применить на практике через разыгрывание.
Сама программа в основном включает в себя активные формы познавательной деятельности. Для того, чтобы занятия были наиболее интересными, применяется комбинирование различных методов обучения. В программу обучения входят следующие формы познавательной деятельности:
- акцепт;
- семинар;
- диспут;
- конференция;
- мозговая атака;
- познавательные игры;
- викторина;
- встреча со специалистами и др.
Как видно из вышеизложенного, программа предусматривает в основном интерактивные методы обучения, где возникает обоюдное воздействие одной части учащихся на другую. Данные методы формируют навык свободного общения, совместного творчества. Причинами или предпосылками этого служат следующие моменты: заинтересованность участников, их готовность к творчеству, более неформальная атмосфера, которая располагает к общению. Разумно чередую их с традиционными методами, мы может добиться высокой эффективности занятий и успешно реализовать поставленные цели.
Семинары прививают у обучающихся навыки обобщения и изложения учебного материала по цивильному и уголовному праву, формируют научное мировоззрение, помогают правильно применять юридическую терминологию при изложении того или иного материала. Диспуты, формируют у обучающихся способности правильно мотивировать и доносить до собеседника свои взгляды на те или иные затронутые проблемы. Конференции формируют мировоззрение, помогаю взглянуть с других позиций на ту или иную тему.
Мозговая атака помогает в достаточный короткий срок принять правильное решение по том или иному вопросу, ее применение положительно сказывается на умении выделять главное от второстепенного. Познавательные игры способствуют получению качественных знаний в удобной и практичной форме, что исключает проявления не активности учащихся на занятиях. Игра вовлекает всех в познавательный процесс.
Викторина позволяет проверить полученные знания учащихся приобретенные на занятиях, и сделать соответствующие выводы о их подготовке. Встречи со специалистами расширяет кругозор обучающихся, прививает им умение анализировать ту или иную информацию.
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети в возврате от 14 до 18 лет.
Представленная программа рассчитана на 3 года групповых занятий, и ставит целью создать условия для формирования правового сознания подростков и молодежи, а также в создании условий для формирования активной гражданской позиции подростков через изучение правовых основ нашего государства и практическую реализацию полученных знаний, умений и навыков в социально-значимой деятельности.
Задачами обучения являются:
- Ознакомить учащихся с нравственно-правовыми нормами поведения.
- Ознакомить с их обязанностями и правами.
- Способствовать формированию основ нравственности и морали, ответственности за принятие решений и поступков, конструктивных ценностных ориентацией.
- Активизировать и стимулировать общественно-полезную деятельность.
- Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
- Сформировать активную жизненную позицию.
- Дать участникам знания о российском законодательстве, отраслях права, о правах и обязанностях граждан, устройстве государства, функциях правоохранительных органов.
- Научить применять нормы закона в реальной жизни.
- Научить искать достойный выход из сложных жизненных ситуаций.
Прогнозируемые результаты на 1-й год обучения:
- знать основные права и обязанности граждан РФ;
- разбираться в нравственно-правовых нормах поведения;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- знать основные нормы цивильного и уголовного права РФ;
- приобрести навыки ораторского искусства.
Прогнозируемые результаты на 2-й год обучения:
- уметь выходить с просветительской работой на аудиторию;
- уметь консультировать по правовым вопросам в отношении простых юридических вопросов;
- уметь правильно пользоваться своими аргументами по той или иной юридической ситуации;
- уметь работать с юридической литературой.
Прогнозируемые результаты на 3-й год:
- уметь анализировать и решать юридические вопросы;
- уметь дать расширенную правовую консультацию;
- уметь поддержать позицию истца или ответчика в суде.
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы предусматривается проведение викторин, конкурсов, контрольных заданий.
Конечный (прогнозируемый) результат программы направлен на формирование гражданской компетентности обучающихся, включающей в себя следующие знания, умения и навыки:
1. Учащиеся должны знать:
- основные понятия: свобода, справедливость, равенство, человеческое достоинство, демократия, права человека;
- знать политические и избирательные права граждан, Федеральное и региональное избирательное законодательство, законодательство и местном самоуправлении;
- основные положения Конституции РФ, Устава субъекта РФ, Устава ЦРТДиЮ;
- понимать значение государственных символов РФ, региона;
- основные международные правовые документы, целью которых является защита прав человека, такие как Всеобщая декларация прав человека ООН (ВДПЧ), Конвенция ООН о правах ребенка (КПР), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).
2. Уметь:
- выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей;
- критически мыслить: находить значимую информацию, критически ее оценивать, узнавать различные формы манипулирования и принимать решения на основе аргументированного суждения;
- иметь навыки сотрудничества и позитивного разрешения конфликтов;
- иметь навыки нормотворчества.
3. Применять знания, умения и навыки в социальной практике:
- планировать и проводить гражданско-правовые акции, участвовать в органах ученического самоуправления, гражданско-патриотических мероприятиях ЦРТДиЮ города и области.
Необходимо отметить, что конечным итогом обучения в «юридическом клубе» является не только ознакомление, практическое применение норм права, но и качественная подготовка учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения юридического профиля.
Работа на занятиях клуба, участие в мероприятиях, наряду с приобретением знаний, умений и навыков, должна пробуждать творческий потенциал учащихся, предоставлять возможность для самореализации, ведь только так можно воспитать гражданина, живущего по законам и правилам человеческого общества и настоящего патриота своей страны.
Режим занятий:
занятий 1-го года обучения рассчитаны на 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа каждое), 2-го и 3-го лет обучения — на 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа каждое), что соответствует необходимому объему учебной нагрузки в освоении содержания программы и примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Письмо департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844).
Занятия проводятся как в форме преподавания теоретического материала (лекция, беседа и т.д.), так и в форме практики (диспут, конференция, ролевая игра и др.) Особенно важной формой занятий, предполагающих закрепление определенного изученного материала и применение его на практике является выход на молодежную аудиторию: акцепт, организация социально значимых акций.
Способы определения результативности программы:
материалы педагогического мониторинга (зачеты, контрольные задания, эссе и т.д.), отслеживание общественных достижений ребят (участие в конкурсах социальных проектов, областном конкурсе по повышению правовой культуры молодежи и др.) Мониторинг проводится 2 раза в год (в середине и конце учебного года).
Результаты мониторинга представляются в учебную часть для проведения экспертной оценки результативности освоения программы. Кроме того. В течение года проводится психолого-педагогическая диагностика, определяющая динамику личностного развития и формирования навыков правовой культуры обучающихся, посещение занятий и их последующий анализ членами экспертной группы, самоанализ педагога.
Формой подведения итогов реализации программы является организация социально значимых акций в масштабах города как способ подтверждения приобретенных знаний и практических навыков в области правовой и гражданской культуры обучающихся.