Введение

Данная программа разработана в 2007г., рассмотрена и одобрена заседанием педагогического совета ЦРТДиЮ от 19 сентября 2007г. (протокол №16) в качестве эксперимента в области правового образования  и воспитания правовой культуры и гражданской позиции обучающихся  в системе дополнительного образования детей и молодежи.

Ее создание продиктовано необходимостью решения задачи преодоления недостатка правовых знаний у подростков и молодежи, получаемых ими в основной школе, умения их применять в жизни, т.е. необходимостью формирования гражданско-правовых компетентностей и правовой культуры в целом.

Ведущим принципом эксперимента является   смена методов репродуктивного обучения на методы активного усвоения знаний, являющихся наиболее адекватными на занятиях в учреждении дополнительного образования.

 

При организации эксперимента  проводилось изучение спроса школьников ( в основном — учащихся старших классов) на получение ими юридических знаний. Выяснилось, что многим из них не хватает информации о своих гражданских правах и обязанностях, нет возможности занимать активную гражданскую и личную позицию, отстаивать свои права.

Поэтому программа, задуманная вначале только как просветительская и профоириентационная, была расширена и включила в себя задачи не только правового просвещения и образования, но и формирования правовой  и социально-коммуникативной компетентности обучающихся через реализацию ими полученных знаний на практике:

это участие в различных социальных акциях и проектах, выход на молодежную аудиторию других образовательных учреждений (школ, средних профессиональных учебных заведений и т.д.) с акциями «Наше будущее — в наших руках», «Твои права и обязанности», «Мы — за здоровый образ жизни» и др., которые не только помогают ребятам глубже усвоить программу, но и почувствовать себя активными гражданами общества.

Экспериментальный характер программы заключается не только в применении новых педагогических технологий (интерактивных, исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных), но и в соединении разных педагогических областей: правового образования, гражданско-патриотического воспитания, развития самопознания с помощью привлечения психологических знаний, тренингов общения, развития навыков сотрудничества и самоутверждения, умения грамотно отстаивать свою позицию.

В 2009г. результаты реализации программы были вынесены на рассмотрение педагогического коллектива. Представленные материалы результативности эксперимента: материалы педагогического мониторинга (зачеты, контрольные задания, эссе и т.д.), общественных достижений ребят (участие в городских социальных акциях, областных конкурсах социальных проектов и конкурсе по повышению правовой культуры молодежи) позволяют признать на данном этапе успешность реализации программы, как актуальной для нашего времени.

В связи с вышеизложенным программа в качестве успешно реализуемого эксперимента повторно принята и одобрена педагогическим советом МОУДОД ЦРТДиЮ 21 октября 2009г. и представлена для согласования в Калининградский областной институт развития образования.